РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №07/40

Номер дела: №07/40
Дата публикации: 18 ноября 2014, 08:19

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №07/40

«11» ноября 2014 года                                                 город Симферополь

Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Кудряшова В.И. — начальник отдела контроля рекламы и органов власти,

Члены Комиссии:

Несина Е.Ф. — главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Левицкий Р.А. — главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Лободина А.В. — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Замзараев Р.А. — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти,

рассмотрев дело № 07/40, по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» (адрес: ул. Ларионова, д. 40, кв. 5, г. Симферополь, Республика Крым,  295018; ОКПО 38710704) (далее  ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1») на рекламном щите, расположенном слева вдоль трассы М18 Е105 Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта (730км+950м), рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон о рекламе),

в отсутствие представителя ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04 августа 2014 г.  в Крымское УФАС России поступило электронное обращение от начальника отдела по размещению внешней рекламы исполнительного комитета Ялтинского городского совета (вх. от 04.08.2014 № 10/09) о распространении наружной рекламы неэтичного содержания.

На рекламном щите, расположенном вдоль автодороги М18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта (731,5 км, пгт. Массандра), размещалась реклама следующего содержания:

Графическая составляющая рекламы: на рекламном щите изображены семь девушек, позирующих в нижнем белье.

Текстовая составляющая рекламы: «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых 0675512255»).

26.08.2014 в адрес Крымского УФАС России перенаправлено обращение  Ялтинского городского Совета Республики Крым в ФАС России о рекламе ночного клуба «История», распространяемой на территории Республики Крым.

Указанный рекламный щит с неэтичной рекламой расположен вдоль оживленной трассы М18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта, что гарантирует доступность информации неопределенному кругу лиц.

30.09.2014г. в отношении ООО «Севтехнострой 1» вынесено Определение №07/40 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 16 октября 2014 года. На рассмотрение дела № 07/40 директор ООО «Севтехнострой 1»  <...>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40, не явился, запрашиваемые документы не были представлены.

16.10.14 Комиссией Крымского УФАС России вынесено Определение об отложении рассмотрения дела № 07/40. Дело назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 11 ноября 2014г. На рассмотрение дела № 07/40 11 ноября директор ООО «Севтехнострой 1»  <...>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40, не явился, запрашиваемые документы не были представлены.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в  рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Рассматриваемая информация соответствует определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются: услуги Ночного клуба «История».

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Неприличный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М, 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М, 1940; репринтовое издание М, 1995; М., 2000 «непристойность» - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; «оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.

Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.

Также, с целью установления восприятия населением рекламы Ночного клуба «История» Крымское УФАС России провело опрос граждан на своем официальном сайте: Содержит ли непристойные и оскорбительные образы и выражения вышеуказанная реклама?   Всего проголосовало 1286 человек, из них 863 голоса (67%) ответили «ДА», 423 голоса (33%)  ответили  «НЕТ», т.е. большая часть голосовавших считает, что реклама содержит оскорбительные и непристойные выражения и образы, чем нарушает такие нормы этики, как благопристойность, нравственность и содержит непристойный и оскорбительный образ, нарушающий общепринятые модели и принципы поведения в обществе.

Вышеуказанная реклама была рассмотрена Экспертными советами по применению законодательства о рекламе при территориальных органах ФАС России.

12.09.2014 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Удмуртском УФАС России, по результатам которого было признано, что реклама содержит непристойные образы и выражения. Ввиду несоответствия объекта рекламирования изображениям привлекательных девушек в откровенных костюмах и двусмысленности фразы «ДАЕМ ВСЕМ», следовательно, данная реклама противоречит нравственным устоям общества.

12.09.2014 по результатам рассмотрения Экспертным советом при Чувашском УФАС России рассматриваемая реклама признана единогласно не отвечающей требованиям рекламного законодательства, так как содержит непристойные и оскорбительные образы лиц женского пола, что в сочетании с надписью «ДАЕМ ВСЕМ Гарантии на хороший отдых» понимается как реклама девушек легкого поведения.

18.09.2014 на заседании Совета при Ивановском УФАС России была рассмотрена указанная реклама, и выражение «ДАЕМ ВСЕМ», используемое в указанном контексте признано членами Совета непристойным.

18.09.2014 по результатам обсуждения члены Экспертного совета при Кировском УФАС России пришли к выводу, что рекламный модуль «ДАЕМ ВСЕМ ГАРАНТИИ НА ХОРОШИЙ ОТДЫХ» с использованием образов девушек в откровенном белье и неприличных позах» нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно: рекламный модуль вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, может вызвать ассоциацию с рекламированием сексуальных услуг (что выражается в жестах, образах, позах девушек). Образы девушек, использованные в рекламе, являются неприличными и непристойными.

19.09.2014 состоялось заседание Экспертного совета при Мордовском УФАС России, на котором рассмотрен вопрос этичности наружной рекламы ночного клуба «История». Экспертным советом дано следующее заключение:

«Зрительное и текстовое восприятие такой рекламы вызывает ассоциации:

- яркие образы девушек, вожделенно позирующих в нижнем белье, являются непристойными, нарушающими общепринятое модели и принципы поведения женщин в обществе с точки зрения морали и нравственности;

- нанесенная над изображениями девушек в нижнем белье надпись «ДАЕМ ВСЕМ», выделенная черным и более крупном шрифтом по отношению ко второй части надписи «гарантии на хороший отдых», является вульгарной и пошлой, воспринимаемой как предложение половой близости.

С учетом доступности наружной рекламы широкому кругу потребителей – водителей и пассажиров общественного и автомобильного транспорта, демонстрация девушек непристойного вида, вожделенно позирующих в нижнем белье, под вульгарным и пошлым лозунгом «ДАЕМ ВСЕМ» воспринимается как неприличная и оскорбительная для общества, пропагандирующая порочное поведение, поэтому такая реклама носит признаки неэтичности».

24.09.2014 по результатам рассмотрения Экспертным советом при Архангельском УФАС России установлено, что рекламный модуль вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования В рекламе изображен непристойный образ. Реклама носит признаки эротического характера. Может вызвать ассоциацию с рекламированием сексуальных услуг (что выражено в образах, позах, в предметах одежды, цветовой гаммой и сопровождаемым слоганом «даем всем…»). Реклама не этичная. Несовершеннолетние не защищены от данной информации.

 08.10.14 Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на своем заседании рассмотрел указанную выше рекламу. Члены Экспертного совета пришли к единодушному мнению, что рекламное сообщение является неэтичной рекламой.

Состоялось заседание Экспертного совета при Ханты-Мансийском УФАС России, на котором рассмотрен вопрос об использовании в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов (по обращению, в рамках взаимодействия Крымского УФАС России), содержащее указание на признаки нарушения ч. 6. ст.5 ФЗ «О рекламе».

Члены Экспертного совета единогласно проголосовали за признание непристойным образа, использованного в рекламе в соответствии с ч. 6. ст.5 ФЗ «О рекламе».

Присутствующее в рекламе Ночного клуба «История» изображение семи полуобнаженных девушек, сопровождаемое надписью «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых», является непристойным, так как демонстрация такого изображения в сочетании с фразой «ДАЕМ ВСЕМ…» в общественных местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами является безнравственным и аморальным.

Следовательно, размещение рекламы Ночного клуба «История» с использованием образов семи полуобнаженных девушек, сопровождаемая надписью «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых», содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3  ФЗ «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

 

Крымским УФАС России направлен запрос о представлении информации о рекламораспространителе указанной выше рекламы в Массандровский поселковый совет. Из письма Массандровского поселкового совета от 15.08.2014 № 02-191988 (вх. от 19.08.2014 №201) установлено, что между исполнительным комитетом Массандровского поселкового совета и физическим лицом-предпринимателем Миргородской О.А. был заключен договор о размещении внешней рекламы на территории Массандровского поселкового совета от 01.08.2012 № 14.

Письмом от 04.09.2014 № б/н (вх. от 09.09.2014 № 329) физическое лицо-предприниматель Миргородская Ольга Анатольевна сообщила, что между ней и ООО «Севтехнострой 1» заключен договор аренды рекламного щита б/н от 01.02.2014.

На запрос Крымского УФАС России ООО «Севтехнострой 1» представило ответ б/д № б/н (вх. от 24.09.2014 № 425), из которого следует, что ООО «Севтехнострой 1» 20.02.2014г. заключило договор с ООО «СКМПН»  на изготовление и размещение рекламы. Согласно представленному договору заказчиком данной рекламы выступило ООО «Севтехнострой 1». Из выше указанного следует, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, выступило ООО «Севтехнострой 1».

Материалами дела подтверждается, что указанное предприятие является рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы. Подтверждения об устранении ненадлежащей рекламы ООО «Севтехнострой 1»  не представило.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ночного клуба «История», размещенную на рекламной конструкции (щите), расположенной слева вдоль трассы М18 Е105 Харьков–Симферополь–Алушта–Ялта (730км+950м), в которой использовано непристойное изображение семь девушек, позирующих в нижнем белье, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Обществу с ограниченной ответственностью «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:                                                    Кудряшова В.И.

 

Члены Комиссии:                                                                Несина Е.Ф.

                                                                                             Левицкий Р.А.

                                                                                             Лободина А.В.

                                                                                             Замзараев Р.А.

stdClass Object ( [vid] => 9073 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №07/40 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9074 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416288555 [changed] => 1416291423 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416291423 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №07/40

«11» ноября 2014 года                                                 город Симферополь

Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Кудряшова В.И. — начальник отдела контроля рекламы и органов власти,

Члены Комиссии:

Несина Е.Ф. — главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Левицкий Р.А. — главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Лободина А.В. — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Замзараев Р.А. — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти,

рассмотрев дело № 07/40, по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» (адрес: ул. Ларионова, д. 40, кв. 5, г. Симферополь, Республика Крым,  295018; ОКПО 38710704) (далее  ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1») на рекламном щите, расположенном слева вдоль трассы М18 Е105 Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта (730км+950м), рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон о рекламе),

в отсутствие представителя ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04 августа 2014 г.  в Крымское УФАС России поступило электронное обращение от начальника отдела по размещению внешней рекламы исполнительного комитета Ялтинского городского совета (вх. от 04.08.2014 № 10/09) о распространении наружной рекламы неэтичного содержания.

На рекламном щите, расположенном вдоль автодороги М18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта (731,5 км, пгт. Массандра), размещалась реклама следующего содержания:

Графическая составляющая рекламы: на рекламном щите изображены семь девушек, позирующих в нижнем белье.

Текстовая составляющая рекламы: «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых 0675512255»).

26.08.2014 в адрес Крымского УФАС России перенаправлено обращение  Ялтинского городского Совета Республики Крым в ФАС России о рекламе ночного клуба «История», распространяемой на территории Республики Крым.

Указанный рекламный щит с неэтичной рекламой расположен вдоль оживленной трассы М18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта, что гарантирует доступность информации неопределенному кругу лиц.

30.09.2014г. в отношении ООО «Севтехнострой 1» вынесено Определение №07/40 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 16 октября 2014 года. На рассмотрение дела № 07/40 директор ООО «Севтехнострой 1»  <...>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40, не явился, запрашиваемые документы не были представлены.

16.10.14 Комиссией Крымского УФАС России вынесено Определение об отложении рассмотрения дела № 07/40. Дело назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 11 ноября 2014г. На рассмотрение дела № 07/40 11 ноября директор ООО «Севтехнострой 1»  <...>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40, не явился, запрашиваемые документы не были представлены.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в  рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Рассматриваемая информация соответствует определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются: услуги Ночного клуба «История».

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Неприличный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М, 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М, 1940; репринтовое издание М, 1995; М., 2000 «непристойность» - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; «оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.

Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.

Также, с целью установления восприятия населением рекламы Ночного клуба «История» Крымское УФАС России провело опрос граждан на своем официальном сайте: Содержит ли непристойные и оскорбительные образы и выражения вышеуказанная реклама?   Всего проголосовало 1286 человек, из них 863 голоса (67%) ответили «ДА», 423 голоса (33%)  ответили  «НЕТ», т.е. большая часть голосовавших считает, что реклама содержит оскорбительные и непристойные выражения и образы, чем нарушает такие нормы этики, как благопристойность, нравственность и содержит непристойный и оскорбительный образ, нарушающий общепринятые модели и принципы поведения в обществе.

Вышеуказанная реклама была рассмотрена Экспертными советами по применению законодательства о рекламе при территориальных органах ФАС России.

12.09.2014 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Удмуртском УФАС России, по результатам которого было признано, что реклама содержит непристойные образы и выражения. Ввиду несоответствия объекта рекламирования изображениям привлекательных девушек в откровенных костюмах и двусмысленности фразы «ДАЕМ ВСЕМ», следовательно, данная реклама противоречит нравственным устоям общества.

12.09.2014 по результатам рассмотрения Экспертным советом при Чувашском УФАС России рассматриваемая реклама признана единогласно не отвечающей требованиям рекламного законодательства, так как содержит непристойные и оскорбительные образы лиц женского пола, что в сочетании с надписью «ДАЕМ ВСЕМ Гарантии на хороший отдых» понимается как реклама девушек легкого поведения.

18.09.2014 на заседании Совета при Ивановском УФАС России была рассмотрена указанная реклама, и выражение «ДАЕМ ВСЕМ», используемое в указанном контексте признано членами Совета непристойным.

18.09.2014 по результатам обсуждения члены Экспертного совета при Кировском УФАС России пришли к выводу, что рекламный модуль «ДАЕМ ВСЕМ ГАРАНТИИ НА ХОРОШИЙ ОТДЫХ» с использованием образов девушек в откровенном белье и неприличных позах» нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно: рекламный модуль вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, может вызвать ассоциацию с рекламированием сексуальных услуг (что выражается в жестах, образах, позах девушек). Образы девушек, использованные в рекламе, являются неприличными и непристойными.

19.09.2014 состоялось заседание Экспертного совета при Мордовском УФАС России, на котором рассмотрен вопрос этичности наружной рекламы ночного клуба «История». Экспертным советом дано следующее заключение:

«Зрительное и текстовое восприятие такой рекламы вызывает ассоциации:

- яркие образы девушек, вожделенно позирующих в нижнем белье, являются непристойными, нарушающими общепринятое модели и принципы поведения женщин в обществе с точки зрения морали и нравственности;

- нанесенная над изображениями девушек в нижнем белье надпись «ДАЕМ ВСЕМ», выделенная черным и более крупном шрифтом по отношению ко второй части надписи «гарантии на хороший отдых», является вульгарной и пошлой, воспринимаемой как предложение половой близости.

С учетом доступности наружной рекламы широкому кругу потребителей – водителей и пассажиров общественного и автомобильного транспорта, демонстрация девушек непристойного вида, вожделенно позирующих в нижнем белье, под вульгарным и пошлым лозунгом «ДАЕМ ВСЕМ» воспринимается как неприличная и оскорбительная для общества, пропагандирующая порочное поведение, поэтому такая реклама носит признаки неэтичности».

24.09.2014 по результатам рассмотрения Экспертным советом при Архангельском УФАС России установлено, что рекламный модуль вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования В рекламе изображен непристойный образ. Реклама носит признаки эротического характера. Может вызвать ассоциацию с рекламированием сексуальных услуг (что выражено в образах, позах, в предметах одежды, цветовой гаммой и сопровождаемым слоганом «даем всем…»). Реклама не этичная. Несовершеннолетние не защищены от данной информации.

 08.10.14 Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на своем заседании рассмотрел указанную выше рекламу. Члены Экспертного совета пришли к единодушному мнению, что рекламное сообщение является неэтичной рекламой.

Состоялось заседание Экспертного совета при Ханты-Мансийском УФАС России, на котором рассмотрен вопрос об использовании в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов (по обращению, в рамках взаимодействия Крымского УФАС России), содержащее указание на признаки нарушения ч. 6. ст.5 ФЗ «О рекламе».

Члены Экспертного совета единогласно проголосовали за признание непристойным образа, использованного в рекламе в соответствии с ч. 6. ст.5 ФЗ «О рекламе».

Присутствующее в рекламе Ночного клуба «История» изображение семи полуобнаженных девушек, сопровождаемое надписью «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых», является непристойным, так как демонстрация такого изображения в сочетании с фразой «ДАЕМ ВСЕМ…» в общественных местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами является безнравственным и аморальным.

Следовательно, размещение рекламы Ночного клуба «История» с использованием образов семи полуобнаженных девушек, сопровождаемая надписью «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых», содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3  ФЗ «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

 

Крымским УФАС России направлен запрос о представлении информации о рекламораспространителе указанной выше рекламы в Массандровский поселковый совет. Из письма Массандровского поселкового совета от 15.08.2014 № 02-191988 (вх. от 19.08.2014 №201) установлено, что между исполнительным комитетом Массандровского поселкового совета и физическим лицом-предпринимателем Миргородской О.А. был заключен договор о размещении внешней рекламы на территории Массандровского поселкового совета от 01.08.2012 № 14.

Письмом от 04.09.2014 № б/н (вх. от 09.09.2014 № 329) физическое лицо-предприниматель Миргородская Ольга Анатольевна сообщила, что между ней и ООО «Севтехнострой 1» заключен договор аренды рекламного щита б/н от 01.02.2014.

На запрос Крымского УФАС России ООО «Севтехнострой 1» представило ответ б/д № б/н (вх. от 24.09.2014 № 425), из которого следует, что ООО «Севтехнострой 1» 20.02.2014г. заключило договор с ООО «СКМПН»  на изготовление и размещение рекламы. Согласно представленному договору заказчиком данной рекламы выступило ООО «Севтехнострой 1». Из выше указанного следует, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, выступило ООО «Севтехнострой 1».

Материалами дела подтверждается, что указанное предприятие является рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы. Подтверждения об устранении ненадлежащей рекламы ООО «Севтехнострой 1»  не представило.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ночного клуба «История», размещенную на рекламной конструкции (щите), расположенной слева вдоль трассы М18 Е105 Харьков–Симферополь–Алушта–Ялта (730км+950м), в которой использовано непристойное изображение семь девушек, позирующих в нижнем белье, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Обществу с ограниченной ответственностью «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:                                                    Кудряшова В.И.

 

Члены Комиссии:                                                                Несина Е.Ф.

                                                                                             Левицкий Р.А.

                                                                                             Лободина А.В.

                                                                                             Замзараев Р.А.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №07/40

«11» ноября 2014 года                                                 город Симферополь

Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее – Крымское УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

Кудряшова В.И. — начальник отдела контроля рекламы и органов власти,

Члены Комиссии:

Несина Е.Ф. — главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Левицкий Р.А. — главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Лободина А.В. — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти;

Замзараев Р.А. — специалист-эксперт отдела контроля рекламы и органов власти,

рассмотрев дело № 07/40, по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» (адрес: ул. Ларионова, д. 40, кв. 5, г. Симферополь, Республика Крым,  295018; ОКПО 38710704) (далее  ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1») на рекламном щите, расположенном слева вдоль трассы М18 Е105 Харьков-Симферополь-Алушта-Ялта (730км+950м), рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе», Закон о рекламе),

в отсутствие представителя ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» (в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения ООО «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40),

 

УСТАНОВИЛА:

 

04 августа 2014 г.  в Крымское УФАС России поступило электронное обращение от начальника отдела по размещению внешней рекламы исполнительного комитета Ялтинского городского совета (вх. от 04.08.2014 № 10/09) о распространении наружной рекламы неэтичного содержания.

На рекламном щите, расположенном вдоль автодороги М18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта (731,5 км, пгт. Массандра), размещалась реклама следующего содержания:

Графическая составляющая рекламы: на рекламном щите изображены семь девушек, позирующих в нижнем белье.

Текстовая составляющая рекламы: «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых 0675512255»).

26.08.2014 в адрес Крымского УФАС России перенаправлено обращение  Ялтинского городского Совета Республики Крым в ФАС России о рекламе ночного клуба «История», распространяемой на территории Республики Крым.

Указанный рекламный щит с неэтичной рекламой расположен вдоль оживленной трассы М18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта, что гарантирует доступность информации неопределенному кругу лиц.

30.09.2014г. в отношении ООО «Севтехнострой 1» вынесено Определение №07/40 о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 11 часов 00 минут 16 октября 2014 года. На рассмотрение дела № 07/40 директор ООО «Севтехнострой 1»  <...>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40, не явился, запрашиваемые документы не были представлены.

16.10.14 Комиссией Крымского УФАС России вынесено Определение об отложении рассмотрения дела № 07/40. Дело назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 11 ноября 2014г. На рассмотрение дела № 07/40 11 ноября директор ООО «Севтехнострой 1»  <...>, уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 07/40, не явился, запрашиваемые документы не были представлены.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в  рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Рассматриваемая информация соответствует определению понятия «реклама», является публичной, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования, которыми являются: услуги Ночного клуба «История».

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Неприличный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

В соответствии с Большим толковым словарем современного русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М, 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М, 1940; репринтовое издание М, 1995; М., 2000 «непристойность» - крайне предосудительный, совершенно недопустимый по неприличию, бесстыдству; «оскорбить» — крайне унизить, обидеть, причинить моральный ущерб, боль кому-либо.

Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Важным обстоятельством является тот факт, что способ распространения рекламы, для которой использована рекламная конструкция, ограничивает потенциального потребителя рекламы в возможности ее игнорировать.

Также, с целью установления восприятия населением рекламы Ночного клуба «История» Крымское УФАС России провело опрос граждан на своем официальном сайте: Содержит ли непристойные и оскорбительные образы и выражения вышеуказанная реклама?   Всего проголосовало 1286 человек, из них 863 голоса (67%) ответили «ДА», 423 голоса (33%)  ответили  «НЕТ», т.е. большая часть голосовавших считает, что реклама содержит оскорбительные и непристойные выражения и образы, чем нарушает такие нормы этики, как благопристойность, нравственность и содержит непристойный и оскорбительный образ, нарушающий общепринятые модели и принципы поведения в обществе.

Вышеуказанная реклама была рассмотрена Экспертными советами по применению законодательства о рекламе при территориальных органах ФАС России.

12.09.2014 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Удмуртском УФАС России, по результатам которого было признано, что реклама содержит непристойные образы и выражения. Ввиду несоответствия объекта рекламирования изображениям привлекательных девушек в откровенных костюмах и двусмысленности фразы «ДАЕМ ВСЕМ», следовательно, данная реклама противоречит нравственным устоям общества.

12.09.2014 по результатам рассмотрения Экспертным советом при Чувашском УФАС России рассматриваемая реклама признана единогласно не отвечающей требованиям рекламного законодательства, так как содержит непристойные и оскорбительные образы лиц женского пола, что в сочетании с надписью «ДАЕМ ВСЕМ Гарантии на хороший отдых» понимается как реклама девушек легкого поведения.

18.09.2014 на заседании Совета при Ивановском УФАС России была рассмотрена указанная реклама, и выражение «ДАЕМ ВСЕМ», используемое в указанном контексте признано членами Совета непристойным.

18.09.2014 по результатам обсуждения члены Экспертного совета при Кировском УФАС России пришли к выводу, что рекламный модуль «ДАЕМ ВСЕМ ГАРАНТИИ НА ХОРОШИЙ ОТДЫХ» с использованием образов девушек в откровенном белье и неприличных позах» нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а именно: рекламный модуль вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования, может вызвать ассоциацию с рекламированием сексуальных услуг (что выражается в жестах, образах, позах девушек). Образы девушек, использованные в рекламе, являются неприличными и непристойными.

19.09.2014 состоялось заседание Экспертного совета при Мордовском УФАС России, на котором рассмотрен вопрос этичности наружной рекламы ночного клуба «История». Экспертным советом дано следующее заключение:

«Зрительное и текстовое восприятие такой рекламы вызывает ассоциации:

- яркие образы девушек, вожделенно позирующих в нижнем белье, являются непристойными, нарушающими общепринятое модели и принципы поведения женщин в обществе с точки зрения морали и нравственности;

- нанесенная над изображениями девушек в нижнем белье надпись «ДАЕМ ВСЕМ», выделенная черным и более крупном шрифтом по отношению ко второй части надписи «гарантии на хороший отдых», является вульгарной и пошлой, воспринимаемой как предложение половой близости.

С учетом доступности наружной рекламы широкому кругу потребителей – водителей и пассажиров общественного и автомобильного транспорта, демонстрация девушек непристойного вида, вожделенно позирующих в нижнем белье, под вульгарным и пошлым лозунгом «ДАЕМ ВСЕМ» воспринимается как неприличная и оскорбительная для общества, пропагандирующая порочное поведение, поэтому такая реклама носит признаки неэтичности».

24.09.2014 по результатам рассмотрения Экспертным советом при Архангельском УФАС России установлено, что рекламный модуль вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно объекта рекламирования В рекламе изображен непристойный образ. Реклама носит признаки эротического характера. Может вызвать ассоциацию с рекламированием сексуальных услуг (что выражено в образах, позах, в предметах одежды, цветовой гаммой и сопровождаемым слоганом «даем всем…»). Реклама не этичная. Несовершеннолетние не защищены от данной информации.

 08.10.14 Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на своем заседании рассмотрел указанную выше рекламу. Члены Экспертного совета пришли к единодушному мнению, что рекламное сообщение является неэтичной рекламой.

Состоялось заседание Экспертного совета при Ханты-Мансийском УФАС России, на котором рассмотрен вопрос об использовании в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов (по обращению, в рамках взаимодействия Крымского УФАС России), содержащее указание на признаки нарушения ч. 6. ст.5 ФЗ «О рекламе».

Члены Экспертного совета единогласно проголосовали за признание непристойным образа, использованного в рекламе в соответствии с ч. 6. ст.5 ФЗ «О рекламе».

Присутствующее в рекламе Ночного клуба «История» изображение семи полуобнаженных девушек, сопровождаемое надписью «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых», является непристойным, так как демонстрация такого изображения в сочетании с фразой «ДАЕМ ВСЕМ…» в общественных местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами является безнравственным и аморальным.

Следовательно, размещение рекламы Ночного клуба «История» с использованием образов семи полуобнаженных девушек, сопровождаемая надписью «ДАЕМ ВСЕМ гарантии на хороший отдых», содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

На основании части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3  ФЗ «О рекламе»  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

 

 

Крымским УФАС России направлен запрос о представлении информации о рекламораспространителе указанной выше рекламы в Массандровский поселковый совет. Из письма Массандровского поселкового совета от 15.08.2014 № 02-191988 (вх. от 19.08.2014 №201) установлено, что между исполнительным комитетом Массандровского поселкового совета и физическим лицом-предпринимателем Миргородской О.А. был заключен договор о размещении внешней рекламы на территории Массандровского поселкового совета от 01.08.2012 № 14.

Письмом от 04.09.2014 № б/н (вх. от 09.09.2014 № 329) физическое лицо-предприниматель Миргородская Ольга Анатольевна сообщила, что между ней и ООО «Севтехнострой 1» заключен договор аренды рекламного щита б/н от 01.02.2014.

На запрос Крымского УФАС России ООО «Севтехнострой 1» представило ответ б/д № б/н (вх. от 24.09.2014 № 425), из которого следует, что ООО «Севтехнострой 1» 20.02.2014г. заключило договор с ООО «СКМПН»  на изготовление и размещение рекламы. Согласно представленному договору заказчиком данной рекламы выступило ООО «Севтехнострой 1». Из выше указанного следует, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, выступило ООО «Севтехнострой 1».

Материалами дела подтверждается, что указанное предприятие является рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы. Подтверждения об устранении ненадлежащей рекламы ООО «Севтехнострой 1»  не представило.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, 47 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ночного клуба «История», размещенную на рекламной конструкции (щите), расположенной слева вдоль трассы М18 Е105 Харьков–Симферополь–Алушта–Ялта (730км+950м), в которой использовано непристойное изображение семь девушек, позирующих в нижнем белье, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Обществу с ограниченной ответственностью «СЕВТЕХНОСТРОЙ 1».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:                                                    Кудряшова В.И.

 

Члены Комиссии:                                                                Несина Е.Ф.

                                                                                             Левицкий Р.А.

                                                                                             Лободина А.В.

                                                                                             Замзараев Р.А.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №07/40 [format] => [safe_value] => №07/40 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 104 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 104 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

Одной из направлений деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов по данному направлению. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

  • предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,
  • привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
  • взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

Также ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

 

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Письмо ФАС России от 28.11.2012 "Опорядке демонтажа рекламных конструкций"

[format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-18 05:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-11 05:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416288555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )