АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильного бензина марок АИ-92, АИ-95 в Республике Крым за 2016 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации автомобильного бензина марок АИ-92, АИ-95

в Республике Крым за 2016 г.

 

  • Общие положения

 

Цель исследования

 

Анализ проводится в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Целью проведения анализа рынка розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года является выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на указанном рынке.

Согласно п.1.3 Порядка, анализ рынка розничной реализации автомобильного бензина марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым включает следующие этапы:

  1. определение временного интервала исследования товарного рынка;
  2. определение продуктовых границ товарного рынка;
  3. определение географических границ товарного рынка;
  4. определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  5. расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  6. определение уровня концентрации товарного рынка;
  7. определение барьеров входа на товарный рынок;
  8. оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
  9. составление аналитического отчета.

 

Источники исходной информации

 

В соответствии с  пунктом 1.5  Порядка в качестве основных источников исходной информации использовалась:

- информация, представленная администрациями муниципальных образований Республики Крым;

- государственные стандарты, технические условия и иная техническая документация;

- информация, представленная хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию автомобильного бензина;

 

- данные проведенных ранее Управлением Федеральной антимонопольной службы по республике Крым и г. Севастополю исследований состояния конкуренции на соответствующих товарных рынках.

 

II. Временной интервал исследования рынка

Исследование рынка розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым проводится за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара - автомобильные бензины.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

  • низкооктановые бензины - А-76, АИ-80, Нормаль-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);
  • высокооктановые бензины - Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 - 88 по моторному методу, 91 – 98 по исследовательскому методу).

Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков автомобильных бензинов можно выделить следующие товары:

Группа товаров

Подгруппа товаров

Товары (марки)

Октановое число

Автомобильные

бензины (ОКП 02 5110)

Низкооктановые

А-76 (АИ-80)

76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу

Высокооктановые

АИ-92 (АИ-91, АИ-93) АИ-95 (АИ-96) АИ-98

82,5 - 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу

Брендированные автомобильные бензины различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) в пределах одного ОЧ следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости автомобильных бензинов и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

Исходя из специфики локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарк; потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по маркам автомобильных бензинов.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Предварительные географические границы исследуемого рынка – границы Республики Крым.

Учитывая, что некоторые хозяйствующие субъекты, осуществляют розничную реализацию автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 практически на всей территории Республики Крым, передвижение покупателей автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 так же происходит по территории всей Республики Крым.

 

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

Розничная реализация автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым осуществляется неограниченному кругу лиц, в связи с чем, определить конечный состав покупателей на рынке розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года не представляется возможным.

Согласно полученным в процессе исследования рынка данным в состав хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве продавцов на рынке розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым, в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года входят хозяйствующие субъекты, перечисленные в приложении 1.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет общего объема товарной массы в обороте на рынке розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года, а также долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществляется на основании объема реализованного в розницу автомобильного бензина марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым, выраженного в литрах.

В соответствии с п.6.2 Порядка объем исследуемого рынка будет определяться как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рынке розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым.

Так, общий объем рынка розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года  составляет:

  • АИ-92 – X,X л.;
  • АИ-95 – X,X л.

Доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года представлены в приложении 1.

На основании полученной от хозяйствующих субъектов информации и  проведенного Крымским УФАС России исследования рынка розничной реализации автомобильных бензинов необходимо отметить следующее.

Хозяйствующими субъектами, обладающими наиболее крупной рыночной долей от общего объема розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года являются:

 

№ п/п

Наименование х/с

АИ-92

АИ-95

Доля, %

Доля, %

1

ООО «Торговый дом «ТЭС»

X,X

X,X

2

ООО «Кедр»

X,X

X,X

3

ГУП РК «Черноморнефтегаз»

X,X

X,X

4

ООО «КрымОйл»

X,X

X,X

5

АО «Компания Развитие сервис»

X,X

X,X

 

ИТОГО:

X,X

X,X

 

  1. I. Определение уровня концентрации товарного рынка.

В соответствии с п.7.1 для определения уровня концентрации исследуемого рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации на рынке розничной реализации автомобильного топлива марки АИ-92 (CR)5=85,09;
  • коэффициент рыночной концентрации на рынке розничной реализации автомобильного топлива марки АИ-95 (CR)5=82,0;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на рынке розничной реализации автомобильного топлива марки А-92 (HHI)=2242,88%;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на рынке розничной реализации автомобильного топлива марки А-95(HHI)=2697,25%.

Таким образом, в соответствии с установленными п.7.2 Порядка критериями можно сделать вывод о высоком уровне концентрации рынка розничной реализации автомобильного топлива марок АИ-92, АИ-95.

 

  1. I. Определение барьеров входа на исследуемый рынок.

В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации к барьерам входа на рынок розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 года следует отнести, в том числе:

  1. экономические ограничения:
  • высокие транспортные расходы (в частности высокая стоимость услуг паромной переправы по перевозке вагоно-цистерн и автомобильного транспорта (бензовозов);
  1. административные ограничения:
  • трудности в получении земельных участков;
  • экологические ограничения;
  • стандарты, предъявляемые к качеству.

 

  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

Продуктовые границы рынка розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым определены раздельно по маркам автомобильных бензинов, а именно: автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95

Географические границы исследуемого рынка определены как границы Республики Крым.

В силу требований п.2.1 и п.2.2 Порядка исследование носит ретроспективный характер, а временной интервал определен как период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г.

Рынок розничной реализации автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95 на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016 является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

Информация является конфиденциальной

Информация является конфиденциальной