• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации дизельного топлива в Республике Крым за 2016 г.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации дизельного топлива в Республике Крым за 2016 г.

 

  1. Общие положения

 

Цель исследования

 

Анализ проводится в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Целью проведения анализа рынка розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. является выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на указанном рынке.

Согласно п.1.3 Порядка, анализ рынка розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым включает следующие этапы:

  1. определение временного интервала исследования товарного рынка;
  2. определение продуктовых границ товарного рынка;
  3. определение географических границ товарного рынка;
  4. определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
  5. расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
  6. определение уровня концентрации товарного рынка;
  7. определение барьеров входа на товарный рынок;
  8. оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
  9. составление аналитического отчета.

 

Источники исходной информации

В соответствии с  пунктом 1.5  Порядка в качестве основных источников исходной информации использовалась:

- информация, представленная администрациями муниципальных образований Республики Крым;

- государственные стандарты, технические условия и иная техническая документация;

- информация, представленная хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию автомобильного бензина;

- данные проведенных ранее Управлением Федеральной антимонопольной службы по республике Крым и г. Севастополю исследований состояния конкуренции на соответствующих товарных рынках.

 

 

 

II. Временной интервал исследования рынка

 

В силу требований п.2.1 и п.2.2 Порядка исследование носит ретроспективный характер, а временной интервал определен как период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Предварительные продуктовые границы исследуемого рынка - дизельное топливо.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001г. №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше; 3 (зимнее) -рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С); А (арктическое) -рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

 

IV. Географические границы товарного рынка

Предварительные географические границы исследуемого рынка – границы Республики Крым.

Учитывая, что некоторые хозяйствующие субъекты, осуществляют розничную реализацию дизельного топлива практически на всей территории Республики Крым, передвижение покупателей дизельного топлива так же происходит по территории всей Республики Крым.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

Розничная реализация дизельного топлива на территории осуществляется неограниченному кругу лиц, в связи с чем определить конечный состав покупателей на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории, в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. не представляется возможным.

Согласно полученным в процессе исследования рынка данным в состав хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве продавцов на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории, в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. входят хозяйствующие субъекты, представленные в приложении 1.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., а так же долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществляется на основании объема реализованного в розницу дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г., выраженного в литрах.

В соответствии с п.6.2 Порядка объем исследуемого рынка будет определяться как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым.

Так, общий объем рынка розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. составляет – X,X л.

Доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. представлены в приложении 1.

Хозяйствующими субъектами, обладающими наиболее крупной рыночной долей от общего объема розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. являются:

 

№ п/п

Наименование х/с

ДТ

Доля, %

1

ООО «Торговый дом «ТЭС»

X,X

2

ООО «Кедр»

X,X

3

ЗАО «Компания Развитие сервис»

X,X

4

ООО «Крым Ойл»

X,X

 

ИТОГО:

X,X

 

  1. I. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В соответствии с п.7.1 для определения уровня концентрации исследуемого рынка используются следующие показатели:

  • коэффициент рыночной концентрации (CR)4= 80,35%;
  • индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)= 2558,5%.

Таким образом, в соответствии с установленными п.7.2 Порядка критериями концентрация исследуемого рынка является высокой.

 

  1. I. Определение барьеров входа на исследуемый рынок.

 

В связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации к барьерам входа на рынок розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. следует отнести, в том числе:

  1. экономические ограничения:
  • высокие транспортные расходы (в частности высокая стоимость услуг паромной переправы по перевозке вагоно-цистерн и автомобильного транспорта (бензовозов);
  1. административные ограничения:
  • трудности в получении земельных участков;
  • экологические ограничения;
  • стандарты, предъявляемые к качеству.

 

  • Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

Продуктовые границы рынка дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. определены как

Географические границы исследуемого рынка определены как границы Республики Крым.

В силу требований п.2.1 и п.2.2 Порядка исследование носит ретроспективный характер, а временной интервал определен как период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г.

Рынок розничной реализации дизельного топлива на территории Республики Крым в период с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

Информация является конфиденциальной