Анонс: в Симферополе состоится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики ФАС России

09 июня 2017 года в г. Севастополь в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности состоится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики ФАС России.

В мероприятии примут участие представители центрального аппарата ФАС России, руководство Крымского УФАС России.

Место проведения: гг. Севастополь, ул. Ленина, 25, Севастопольский Центр культуры и искусств

Начало мероприятия в 11.00

Аккредитация СМИ: до 16.00 08 июня по электронной почте press@fas.gov.ru

 

Осуществление контрольно-надзорных функций в сфере естественных монополий и на товарных рынках

 

В первом полугодии 2016 года по результатам проводимых Управлением мероприятий контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках выявлен ряд проблем.

За последний период значительно увеличилось количество обращений граждан и юридических лиц по вопросу повышения стоимости услуг к сети Интернет и тарифов на услуги предоставления ГУП РК «Крымтелеком» в пользование места в кабельной канализации электросвязи.

Так в Крымское УФАС России поступили обращения ООО «Телерадиокомпания Ялта», индивидуальных предпринимателей Евпатории Шапран В.А., Картавцева И.Х., Петуховой И.А., Ассоциации «Развитие отрасли связи и телерадиовещания Крыма»

По факту рассмотрения обращения ООО «Телерадиокомпания «Ялта» Комиссией Управлением начато рассмотрение дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ГУП РК «Крымтелеком» пункта 1 части 1 ФЗ-135 «О защите конкуренции». Предприниматели Евпатории и Ассоциация «РОСТК» (на сегодняшний день в Ассоциацию входит 45 операторов связи) привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц.

Все заявители жалуются на то, что тариф на пользование кабельной канализацией многократно превышает действующий ранее. Если прежняя стоимость 1 кан/км составляла 69,61 грн или 236,67 рублей, то расчетная стоимость предоставления в пользование кабельной канализации электросвязи ГУП РК «Крымтелеком» - 3498,35 руб.(1478 %) . По мнению предпринимателей, в связи с ростом стоимости услуг телефонной канализации произойдет резкое повышение стоимости услуг доступа к сети Интернет, что приведет к тому, что в селах республики он будет недоступен, т.к. его стоимость может составлять 1600 руб. в месяц. В городах ситуация несколько другая, но поднятие цен минимум на 100-200 рублей — это ближайшая перспектива. Вопрос, каким образом избежать банкротства сейчас стоит перед рядом операторов телекоммуникаций.

Отделом контроля в сфере естественных монополий и на товарных рынках по поручению ФАС России проводится еженедельный мониторинг цен на бензин и дизельное топливо, ежеквартальный анализ ситуации на рынках розничной реализации автомобильного бензина марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в Республике Крым, мелкооптовой реализации автомобильного бензина марок А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива.

На основании полученных данных был зафиксирован факт одновременного повышения розничных цен на АЗС Республики Крым на бензин марок А-92, А-95 и дизельное топливо в период 26-28 июля 2015 г.

По результатам анализа предоставленной информации о поставщиках нефтепродуктов и их ценах был сделан вывод об отсутствии объективных причин единовременного повышения розничных цен реализации нефтепродуктов. Необходимо также отметить, что цены на все марки бензинов и дизельное топливо были увеличены на одинаковую величину, т. е. вне зависимости от поставщика, у которого были осуществлены закупки нефтепродуктов, его отпускной цены и величины собственных издержек предприятия.

Приказом Крымского У ФАС № 170 от 02.11.2015 г. возбуждено дело в отношении ООО «Крымойл», ООО «Ритэйл-юг», ООО «Кедр», ООО «Торговый дом «ТЭС», АО «Компания нефтетрейдинг» по признакам нарушения п. 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела, на основании данных, полученных в результате анализа рынка розничной реализации бензинов и дизельного топлива за 2015 г., был сделан вывод о существенном влиянии данных хозяйствующих субъектов на рынок розничной реализации нефтепродуктов в Республике Крым (в том числе и на ценовую ситуацию). Факт синхронного установления единообразных цен является доказательством нарушения прав потребителя на приобретение продукции на свободном рынке, участники которого конкурируют между собой, а также подтверждает преднамеренность и направленность таких действий на ограничение конкуренции.

По результатам рассмотрения дела 16 июня 2016г. Комиссией Крымского УФ АС было принято решение о признании указанных действий нарушением п. 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и выдано Предписание.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю уделяет достаточно пристальное внимание деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов, автотранспортных средств через Керченскую паромную переправу и оперативно реагирует в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства.

За отчетный период завершено рассмотрение дела в отношении ГУП РК «КМП» в лице филиала «Ялтинский торговый порт» (по заявлению ИП Матящука А.Н.) по взиманию платы за предоставление услуги по безопасной стоянке судна у причала (с грузом и без груза) и за использование гидротехнических сооружений порта. В данных действиях филиала установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 10 ФЗ №135-Ф3.

По результатам рассмотрения заявлений и дел в отношении ГУП РК «КМП» Крымское УФ АС России отмечает следующее.

Принятие Приказа ФАС №1334/15 от 28.12.2015г. «Об установлении цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных

транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами Республики Крым, г. Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и не связанные с такими перевозками дополнительные услуги (зарегистрирован в МЮ России 09.02.2016г. №41023) сняло ряд вопросов, связанных с завышенными тарифами на портовые услуги, в то же время, сосредоточение основных грузопотоков в одном порту, не обеспечивает возможность других портов Республики Крым надлежаще использовать свою инфраструктуру и участвовать в процессе пассажиро- и грузопотоков.

Открытие новых транспортных линий с использованием возможностей иных морских портов Республики Крым, кроме Керчи и Феодосии (данный вопрос находится в ведении Министерства транспорта РФ), позволило бы ФАС применять меры тарифного регулирования, стимулирующие к созданию здоровой конкурентной среды как между хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по перевозке пассажиров, грузов и автотранспортных средств, так и между морскими портами Республики Крым, если бы они были самостоятельными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на одних товарных рынках.

Проблемные вопросы существуют в сфере передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в рамках соблюдения требований, предусмотренных статьями 15, 17,17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования системами централизованного водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведения).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей,   или  по  концессионным   соглашениям,  заключенным в

соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Таким образом, передача прав в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений, закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 07 июля 2015 года № 61 б-р «О вопросах управления имуществом» за Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Вода Крыма» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, указанное в пункте 1 данного распоряжения, в том числе, канализационная насосная, канализационные очистные сооружения, насос центробежный СМ 150-12-315, насос электрический, то есть, объекты централизованного водоотведения.

Подпунктом 3.2 Распоряжения Совета министров Республики Крым от 07 июля 2015 года № 616-р Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым установлена необходимость обеспечения закрепления на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «Вода Крыма» имущества согласно приложению к распоряжению.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Совета министров Республики Крым, выразившихся в передаче прав на объекты централизованного водоотведения путем закрепления Распоряжением Совета министров Республики Крым от 07 июля 2015 года № 616-р вышеуказанных объектов, находящихся в государственной собственности, за ГУП РК «Вода Крыма" без проведения конкурсов на право заключения договоров аренды объектов холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключения концессионных соглашений, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено в адрес Совета министров Республики Крым Предупреждение о необходимости устранения в течении трех месяцев со дня получения Советом министров Республики Крым настоящего предупреждения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем отмены Распоряжения Совета министров Республики Крым от 07 июля 2015 года № 616-р, и соблюдении порядка передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованного водоотведения, находящимися в государственной собственности, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Срок исполнения Предупреждения истек 16.06.2016 года, какие-либо меры по его выполнению не предпринимаются.

Аналогичные Предупреждения выданы и администрациям сельских поселений Красногвардейского, Нижнегорского, Симферопольского районов. Однако, проведение конкурса на заключение договора аренды или концессионного соглашения невозможно из-за отсутствия в Республике Крым схемы водоснабжения, оценки муниципального имущества, технической инвентаризации и обследования комплексов водоснабжения, что ставит под угрозу неисполнения требований федерального законодательства.

 

 11 сентября 2017 года в г. Симферополь в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности состоится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики ФАС России.

В мероприятии примут участие представители центрального аппарата ФАС России, руководство Крымского УФАС России.

Место проведения: г. Симферополь, ул. Кирова, 13, Совет министров РК, зал совещаний. Начало мероприятия в 11.00

Аккредитация СМИ: до 16.00 10 сентября по электронной почте press@fas.gov.ru

 

 

18 октября 2017 года в г. Симферополь в рамках реформирования контрольно-надзорной деятельности состоится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики ФАС России.

В мероприятии примет участие заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский, руководитель Крымского УФАС России Тимофей Кураев.

Место проведения: г. Симферополь, ул. Толстого, д.15

Начало мероприятия в 11.00

Аккредитация СМИ: до 17 октября 16.00 по электронной почте press@fas.gov.ru

 

ФАС России и Крымское УФАС России провели публичное обсуждение правоприменительной практики

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является участником реформы контрольно-надзорной деятельности. Курирует реформу министр Российской Федерации  Михаил Абызов. Новая система госконтроля позволит снизить административную нагрузку на бизнес, повысит качество выполнения контрольно-надзорных функций и понизит уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства.
Основная форма проведения профилактической работы заключается в проведении публичных обсуждений правоприменительной практики.

В г. Симферополе 18 октября 2017 года заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский и руководитель Крымского УФАС России Тимофей Кураев провели очередное публичное обсуждение правоприменительной практики совместно с представителями органов власти, предпринимателями, представителями общественных объеденений и экспертного сообщества.

Сергей Пузыревский в своем выступлении отметил, что ФАС России концентрируется на нарушениях, имеющих значение для защиты и развития конкуренции в целом, прав предпринимателей и неопределенного круга потребителей.

Говоря об итогах I полугодия 2017 года, замглавы антимонопольного ведомства сообщил: «За этот период мы выдали 2166 предупреждений, а количество возбужденных антимонопольных дел составляет 1728. Из этой статистики следует выделить, что больше всего предупреждений (1456) было выдано по признакам нарушений антимонопольного законодательства органами власти, 358 – за недобросовестную конкуренцию, 352 –  злоупотребление доминированием».

 «Если говорить о составе антимонопольных дел, то «лидером» этого «рейтинга» стали нарушения на торгах (570), - продолжил Сергей Пузыревский. – На втором месте злоупотребление доминированием (430). По фактам нарушений органов власти было возбуждено 354 дел, 193 за антиконкурентные соглашения и согласованные действия,181 дело по фактам недобросовестной конкуренции».   
Публичное обсуждение правоприменительной практики продолжил руководитель Крымского УФАС России Тимофей Кураев. Он сообщил, что к рынкам портовых и телекоммуникационных услуг, деятельности торговых сетей и АЗС приковано особое внимание территориального антимонопольного органа ввиду их социальной значимости и высокого риска нанесения ущерба конкуренции.

Тимофей Кураев также рассказал, что отдел контроля рекламы и органов власти Крымского УФАС России за 8 месяцев 2017 года выдал органам власти 17 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Руководитель Крымского УФАС России подробно остановился на теме закупок.
«В отчетный период Крымское УФАС России рассмотрело 1753 жалоб о нарушении законодательства о закупках, в том числе 125 жалоб по соблюдению законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, из которых 60 жалоб признаны обоснованными. При этом выдано 49 предписаний, - продолжил Тимофей Кураев. – По Закону о контрактной системе антимонопольный орган рассмотрел 1628 жалоб, из которых 556 были признаны обоснованными».
В завершение своего выступления Тимофей Кураев рассказал участникам мероприятия наиболее частые нарушения в сфере контрактной системы и закона о закупках.

По итогам публичного обсуждения Сергей Пузыревский и Тимофей Кураев провели пресс-конференцию.